Opeth

Опубликовано: 01.09.2018

видео Opeth

OPETH - Era (OFFICIAL VIDEO)

Opeth

Музыкальный коллектив

Состав Микаэль Окерфельдт (вокал, гитара) Мартин Мендес (бас) Мартин Аксенрот (ударные) Фредрик Окессон (гитара, бэк-вокал) Йоаким Свальберг (клавишные, бэк-вокал)
Бывшие участники Петер Лингдгрен, Мартин Лопес, Пер Виберг, Андерс Нурдин и другие

Opeth — шведская прогрессив-метал группа, получившая широкую известность в начале двухтысячных . Автором почти всей музыки и мозговым центром группы является вокалист и гитарист Микаэль Окерфельдт . Opeth наиболее известны своим фирменным стилем прогрессив-дэт-метала, сочетающим крайне тяжёлые металлические риффы и экстремальный вокал с мягкими акустическими секциями, однако с 2011 года группа оставила металлический стиль и стала записывать прогрессив-рок в стиле 70-х.


OPETH - Sorceress (LIVE AT RED ROCKS AMPHITHEATRE)

[ править ] Формирование

Группу Opeth основал в 1989 году вокалист Давид Исберг . Исберг и дал группе название — оно было выбрано в честь вымышленного финикийского города Опет ( англ. Opet ) из романа «Птица солнца» южноафриканского писателя Уилбура Смита . Название «Опет» переводится как «Город Луны». Любопытно, что впоследствии ставший фронтменом Opeth Микаэль Окерфедьдт долгое время не знал о значении названия, а когда прочитал книгу, счёл её дурной.


Opeth - Damnation (Full Album) [2003]

В первый состав группы входили гитаристы Мике Баргстрём и Дан Нильссон, басист Мартин Перссон и барабанщик Рилле Эвен, однако никто из участников изначального состава не задержался в группе надолго. Вскоре в 1990 году Исберг пригласил в группу будущего фронтмена Микаэля Окерфельдта , в тот момент только в качестве басиста (причём Окерфельдт не хотел быть именно басистом). Однако когда Окерфельдт пришёл на репитицию, выяснилось, что Исберг не предупредил прочих членов группы о новом басисте. В результате скандала Исберг уволил всех музыкантов, кроме Окерфельдта. [1]

После этого уволенные музыканты основали группу Crowley и записали демо « The Gate » [2] , а Исберг и Окерфельдт, ставший теперь гитаристом Opeth, стали искать новых музыкантов для группы. К составу присоединились Андерс Нурдин (ударные), Андреас Димео (гитара) и Ник Дёринг (бас).

Исберг и Окерфельдт в те годы увлекались экстремальным металлом, и в шутку — оккультизмом и сатанизмом , что отразилось на первых опытах Opeth. Первые песни, сочинённые Окерфельдтом, назывались «Requiem of Lost Souls» and «Mystique of the Baphomet» (позднее они были переименованы в «Mark of the Damned» и «Forest of October» соответственно). По словам автора, почти никто в то время не использовал гармонии подобные тем, с которыми работал он. [3] Forest of October вошла в дебютный альбом Opeth, а Requiem of Lost Souls никогда не издавалась: существует только некачественная запись с концерта 1991 года. Ещё одна композиция, написанная в 1991 году, называлась «Poise into Celeano». Она содержала акустические секции и впоследствии легла в основу композиции «Advent».

Первый концерт, который дали Opeth в 1991 году (тогда они играли на разогреве у Therion ), оказался провальным. Из трёх подготовленных песен сыграны были только две, музыканты не знали песен и Окерфельдт играл, повернувшись спиной к залу, так как должен был подавать сигналы барабанщику. Среди всего прочего, на этом выступлении Opeth сымпровизировали грайндкор -песню, у Исберга посреди одного из номеров украли микрофон, из-за чего началась драка, а публика бросала в Исберга жевательный табак. Сразу после этого выступления Дёринг и Димео покинули Opeth, им на смену пришли Ким Петтерссон (гитара) и Йохан Де Фарфалла (бас). Де Фарфалла также покинул группу после одного концерта. Его сменил Маттиас Андер, а затем басистом Opeth стал Петер Линдгрен . После ещё одного концерта группу покинул и Ким Петерссон, после чего Линдгрен занял место гитариста. Все эти перестановки произошли за 1991 год, а в 1992 Opeth из-за творческих разногласий покинул основатель Давид Исберг.

После ухода Исберга вокалистом стал Микаэль Окерфельдт, взявший на себя обязанности бэндлидера и остающийся с тех пор единственным постоянным участником Opeth. Долгое время Opeth существовали в качестве трио, после чего к составу присоединился басист Стефан Гутеклинт.

Opeth в 1992 году. Слева направо: Микаэль Окерфельдт, Андерс Нурдин и Петер Линдгрен

[ править ] Ранние годы: 1994–1998

В начале 90-х Opeth даже не имели финансовой возможности записать полноценное демо, поэтому посылали лейблам записи с репетиций. Однако, им никто не отвечал. В 1994 году Opeth подписали контракт с лейблом Candlelight Records после того как Самот , гитарист норвежской блэк-метал группы Emperor , послал лейблу плёнку с записями не подписанных ни на один лейбл групп. Хотя запись Opeth содержала только небольшой отрывок «The Apostle in Triumph», в Candlelight сразу заинтересовались группой.

Басист Стефан Гутеклинт после этого был уволен, а его место занял уже участвовавший в 1991 году Йохан Де Фарфалла. В марте 1994 года Opeth, в состав которых на тот момент входили Микаэль Окерфельдт (вокал, гитара), Петер Линдгрен (гитара), Йохан Де Фарфалла (бас) и Андерс Нурдин (ударные, клавишные) приступили к записи дебютного альбома. В его основу лёг материал, который создававшийся с 1991 года, почти все композиции были написаны Окерфельдтом в соавторстве с Линдгреном. Продюсером пластинки стал культовый шведский музыкант Дан Сванё , который известен по многочисленным прог-роковым и прог-металлическим проектам.

Запись дебютного альбома Orchid была завершена уже в апреле 1994, но диск не издавался до мая 1995 года . В сравнении с материалом первых демо-записей и концертов стиль Opeth уже на дебютном альбоме претерпел серьёзные изменения. Если в первые годы существования Opeth ориентировались на дэт-метал , то уже на Orchid группа свободно сочетает элементы блэк-метала , прогрессив-метала , дум-метала , дэт-метала и акустического фолк-рока , а вместо брутальности акцент был переведён на мелодичность и создание меланхоличной атмосферы. Основной тематикой песен по-прежнему оставался сатанизм и оккультизм, в чём Окерфельдт видит сильное влияние блэк-метала, переживавшего пик популярности в андеграунде.

Несмотря на то, что до выпуска диска об Opeth сложилось негативное мнение и никто не воспринимал их всерьёз, отзывы критиков на альбом были положительными. Впоследствии критики писали, что альбом Orchid задал тон грядущим альбомам и навсегда изменил облик дэт-метала. Из-за негативного опыта Окерфельдт не хотел разворачивать концертную деятельность, поэтому после выхода Orchid Opeth отыграли всего несколько концертов в Великобритании .

Весной 1996 года Opeth возвращаются в студию и записывают свой второй альбом, Morningrise , вышедший летом того же года. Продюсером вновь стал Дан Сванё (в студии которого Unisound первые два альбома и записывались). Morningrise стал последним диском, в записи которого приняли участие Сванё, басист Йохан Де Фарфалла и барабанщик Андерс Нурдин. Часть материала на втором альбоме также создавалась с 1991 года (среди ранних сочинений Окерфельдта была Black Rose Immortal), однако альбом демонстрирует музыкальную эволюцию в сравнении с предшественником. На Morningrise чаще используются акустические гитары, впервые ведущую роль, помимо гроула , взял чистый вокал. Стилистически второй альбом продолжает скрещивать блэк-метал, дэт-метал, дум-метал и фолк-рок, а тематика музыки значительно изменилась: Morningrise — концептуальный альбом, на сюжет которого оказала значительное влияние романтическая литература. Диск повествует о молодом человеке, у которого умирает возлюбленная. В отчаянии он ищет способ продать душу дьяволу в обмен на возвращение её к жизни, и когда он наконец её встречает, то узнаёт, что она его никогда не любила.

Композиция The Night and the Silent Water с альбома Morningrise. Концертное исполнение 2006 года.

После выхода Morningrise группа отправляется в концертный тур по Европе, где играет на разогреве у британской прогрессив-блэк-метал группы Cradle of Filth . В том же 1996 году выходят ещё два альбома, в записи которых Окерфельдт принял активное участие. Это Brave Murder Day дэт-дум-метал группы Katatonia , где Окерфельдт исполнил все партии экстремального вокала, и Crimson прогрессив-дэт-метал проекта Дана Сванё Edge of Sanity , на котором Окерфельдт был гитаристом и вторым вокалистом.

После этого лейбл Century Media выделяет для Opeth более крупный бюджет для записи альбома, и в 1997 году группа приступает к записи очередной пластинки. Новыми участниками группы стали шведско- уругвайские музыканты Мартин Мендес (бас) и Мартин Лопес (ударные). Состав Окерфельдт-Линдгре-Лопес-Мендес станет самым устойчивым в истории Opeth и просуществует до 2005 года. Однако несмотря на то, что Мартин Мендес стал участником Opeth, у него не было времени выучить партии для третьего альбома, поэтому вместо него на басу играет Микаэль Окерфельдт. Новым продюсером стал Фредрик Нордстрём .

В 1998 году выходит и третий альбом, My Arms, Your Hearse . Название пластинки является цитатой из песни «Drip, Drip» британской прогрессив-фолк группы семидесятых Comus , большим поклонником которой является Окерфельдт. Как и предшествующая пластинка, диск My Arms, Your Hearse является концептуальным: это история человека, который после смерти становится призраком и наблюдает за жизнью родных и друзей. Эта пластинка стала первой, на которой Окерфельдт написал почти все треки без участия Линдгрена. Известно, что в начале Окерфельдт придумал историю и написал текст, который в буклете был оформлен в виде непрерывного рассказа. Стилистически My Arms, Your Hearse стал последним альбомом, на котором Opeth использовали элементы блэк-метала.

Как и предыдущие альбомы, My Arms, Your Hearse получил похвалу со стороны критиков. Канадский журнал Brave Words & Bloody Knuckles описал музыку как «если бы Гилмор вступил в Emperor , или если бы Cradle of Filth объединились с Yes ».

[ править ] 1999–2004: Still Life и сотрудничество со Стивеном Уилсоном

В 1999 году стиль Opeth претерпел серьёзные изменения: исчезли элементы блэк-метала, музыка стала более тяжёлой и начала строиться на чередовании брутальных дэт-металлических секций с мягкими акустическими. Вместе с этим гроул Микаэля Окерфельдта стал ниже и жёстче. Обновлённое звучание Opeth представили на своём четвёртом альбоме — Still Life (диск был назван в честь одноимённой пластинки Van der Graaf Generator ), изданном на лейбле Peaceville . Этот альбом стал первым, на котором играет басист Мартин Мендес. Кроме того, этот альбом стал первым, обложку для которого сделал Тревис Смит , впоследствии ставший постоянным художником Opeth. Поскольку у Микаэля Окерфельдта не было денег на запись демо альбома, ему приходилось записывать приходящие в голову идеи на бумаге. Это было затруднительно, поскольку нотной грамотой он не владел.

Как и предыдущие два альбома, Still Life является концептуальной пластинкой с трагическим сюжетом. На этот раз главный герой истории — мавр , которого христиане изгнали из родного города за то, что он является иноверцем. Он возвращается в город, чтобы встретиться со своей возлюбленной Мелиндой, ушедшей с тех пор в монахини. Но когда старейшины города узнают о том, что мавр хочет бежать с Мелиндой, они убивают её во сне и обвиняют в преступлении главного героя. В финале мавра казнят.

После выхода Still Life журналист предложил послушать этот альбом британскому музыканту и продюсеру Стивену Уилсону , тогда наиболее известному по группе Porcupine Tree . Уилсона так впечатлила музыка, что он согласился стать продюсером Opeth. Микаэль Окерфельдт с большим энтузиазмом отнёсся к совместной работе, поскольку сам был поклонником творчества Уилсона с тех пор, как в 1996 году его друг, вокалист Katatonia Йонас Ренксе , дал ему послушать альбом Porcupine Tree The Sky Moves Sideways . Это стало началом долгого и продуктивного сотрудничества Окерфельдта и Уилсона.

Окерфельдт придумал название для нового альбома, Blackwater Park (в честь одноимённой немецкой прогрессив-рок группы ), ещё до того, как группа приступила к записи материала в студии Фредрика Нордстрёма в Гётеборге . В начале группа записала ритм-секцию и часть акустически гитар, после чего к сессиям присоединился Стивен Уилсон, который собирался продюсировать чистый вокал и гитары. Уилсон имел огромное влияние на процесс записи альбома, и, по словам Окерфельдта, он заставил его «иначе взглянуть на музыку». [4] В результате Уилсон занялся постановкой звуковых эффектов, взял на себя дополнительно роль клавишника и бэк-вокалиста, записал часть партий акустической гитары и спел дуэтом с Окерфельдтом песню «Bleak». В отличие от предыдущих трёх дисков, новый альбом не был концептуальным.

В результате Blackwater Park , изданный в 2001 году , стал прорывным альбомом для Opeth. Большинство критиков и слушателей считают именно этот диск лучшей пластинкой Opeth. Портал AllMusic написал: «со времени выхода прорывного шедевра Wilhoney группы Tiamat в 1994 году экстремальная сцена не видела столь ошеломительного энтузиазма слушателей и единогласной похвалы критиков, которыми был одарён Blackwater Park ». В той же рецензии альбом был назван первой зрелой записью Opeth и идеальным выбором для знакомства с творчеством группы. [5] На волне успеха Opeth в 2001 году отправились в первое мировое турне и выступили на фестивале Wacken Open Air перед 60 000 зрителями.

После тура Окерфельдт приступил к работе над новым материалом. По его словам, он хотел записать нечто гораздо более тяжёлое, чем обычно, но при этом у него было множество идей для более мягких треков. Йонас Ренксе предложил Окерфельдту издать два альбома: на одном собрать более тяжёлый материал, а на другом — акустические номера. Однако Opeth подписали контракт, в котором два альбома считались за один, и поэтому получили средства на запись только одного диска. [6] В результате начало работы над альбомами прошло в Nacksving Studios , техника которой находилась в ужасном состоянии и постоянно выходила из строя. Но вскоре в Швецию прибыл Стивен Уилсон, и Opeth стали записываться под его руководством в студии Fredman, в которой проходила запись предыдущих дисков. Уилсон вновь взял на себя роль клавишника и бэк-вокалиста, записал дополнительные гитары. В этот раз он также написал текст для одной из песен — ей стала акустическая баллада «Death Whispered a Lullaby». Латиноамериканские корни Мендеса и Лопеса также помогли найти новое звучание в этнической музыке, элементы которой использовались при создании акустического диска. Окерфельдт назвал эти сессии 2002 года самыми трудными в его жизни, однако переезд в другую студию и помощь Уилсона значительно облегчили процесс работы.

В ноябре 2002 года выходит первая из двух пластинок — металлический альбом Deliverance . Через полгода вышла в свет и вторая — акустический диск Damnation . Во время микширования Deliverance бабушку Микаэля, Вальборг Окерфельдт, насмерть сбило грузовиком. В связи с этим оба диска, Deliverance и Damnation , посвящены её памяти. Deliverance стал первым диском Opeth, попавшим в американские чарты Billboard : диск занял 16 место в рейтинге Top Heatseekers и 19 место в рейтинге Top Independent Albums . Позже альбом Damnation вошёл в топ-200 альбомов в США и Великобритании.

Запись выступления Opeth в Лондоне в сентябре 2003 года стала первым официальным концертным альбомом группы. Концерт был выпущен на видео в том же году под названием Lamentations . Место клавишника на концертах занял сессионный музыкант Пер Виберг .

В 2004 году у барабанщика Мартина Лопеса обострились панические атаки , из-за которых он вынужден был отказаться от концертных выступлений. Из-за этого Opeth были вынуждены отменить концерт в Иордании . После этого на двух концертах место Лопеса занял его техник, а затем до конца тура концертным барабанщиком стал Джин Хоглан из Strapping Young Lad . Лопес вернулся в Opeth только на один концерт последней части тура в поддержку Deliverance и Damnation , который прошёл в Сиэттле .

[ править ] 2005–2010: Ghost Reveries и Watershed

Идея восьмого альбома Opeth появилась у Микаэля Окерфельдта сразу после окончания сессий Deliverance /Damnation . Изначально планировалось записать концептуальный блэк-металлический диск на тему одержимости дьяволом. После того, как лейбл Music for Nations закрылся, Opeth в 2005 году подписали контрат с мейджор-лейблом Roadrunner Records , специализировавшимся на трендовом альтернативном металле, из-за чего некоторые стали обвинять Opeth в том, что группа «продалась». Это вызвало недовольство Окерфельдта, который счёл подобные обвинения оскорбительными. [7]

Перед написанием песен Окерфельдт взял у жены несколько книг о сатанизме и одержимости дьяволом для того, чтобы изучить материал для концептуального альбома. Окерфельдт заявил, что является атеистом , но ему было интересно, что на тему сатанизма может сказать зрелый 31-летний человек. Однако после написания нескольких композиций Окерфельдт отказался от идеи концептуального альбома, поскольку у него появился материал, не вписывавшийся в концепт.

Исполнение песни Harlequin Forest с альбома Ghost Reveries. Концерт в Королевском Альберт-холле, 2010 год.

В марте 2005 года началась работа в Fascination Street Studios в Эребро . В этот раз продюсером альбома стал Йенс Богрен . Стилистически пластинка оказалась продолжением предыдущих нескольких альбомов, но с заметно более сильным влиянием прогрессив-рока 70-х. Мартин Лопес вернулся в Opeth для записи альбома. Концертный клавишник Пер Виберг теперь стал постоянным членом группы. Новый диск получил название Ghost Reveries и вышел августе 2005 года.

Ghost Reveries закрепил всемирную популярность Opeth. Диск попал на 64 место американских чартов Billboard 200. Несколько треков с этого альбома вошли в саундтреки компьютерных игр , среди которых были Saints Row 2 и Sleeping Dogs .

В 2006 году Мартин Лопес из-за панических атак вынужден был навсегда покинуть состав группы. Из-за этого в видеоклипе на песню «The Grand Conjuration» в роли барабанщика снялся Джин Хоглан, не принимавший участия в записи. Впрочем, Окерфельдт неодобрительно отозвался о получившемся видео, поскольку его сюжет не соответствует музыке и эстетике Opeth.

Постоянной заменой Лопесу стал барабанщик Мартин Аксенрот . Концерт с тура в поддержку Ghost Reveries , сыгранный в Великобритании в 2006 году с Аксенротом за барабанной установкой, был издан на официальном концертном видео The Roundhouse Tapes .

В 2007 году из группы ушёл гитарист Петер Линдгрен, единственный после Окерфельдта музыкант, принимавший участие в записи всех предшествующих диском Opeth. Причиной ухода Линдгрен назвал «утрату энтузиазма и вдохновения». [8] Новым гитаристом Opeth стал Фредрик Окессон , ранее игравший в составе Arch Enemy .

В обновлённом составе Opeth возвращаются в студию Fascination Street и записывают с продюсером Йенсом Богреном свой десятый альбом, которым стал Watershed , изданный в мае 2008 . Стилистически новая пластинка продолжает тенденции предыдущего альбома: влияние прогрессив-рока 70-х становятся ещё более выраженным, брутальных дэт-металлических секций становится меньше. В то же время на новый альбом повлияло творчество авангардиста Скотта Уокера и особенно его альбом The Drift , который Окерфельдт назвал «довольно экстремальным и пугающим». [9]

Датчанин Лассе Хоиле , наиболее известный в качестве постоянного дизайнера Стивена Уилсона, снял два видеоклипа: «Burden» и «Porcelain Heart», которые больше удовлетворили Микаэля Окерфельдта, чем неудачное видео с предыдущего альбома. Песня «The Lotus Eater» вошла в саундтрек игры Saints Row: The Third .

Watershed попал в чарты многих стран. В США альбом поднялся до 23 строки Billboard 200, в родной Швеции диск занял только 24 место, а в британских чартах альбом дошёл до 34 строки. Более популярен диск оказался в Финляндии , где Watershed попал на первое место чартов. На сайте-агрегаторе Metacritic Watershed имеет наиболее высокий среди альбомов Opeth рейтинг критиков. [10]

В честь 20-летия Opeth весной 2010 года прошёл специальный тур из 6 концертов, каждый продолжительностью почти 3 часа. На каждом концерте этого тура в первом отделении исполнялся целиком альбом Blackwater Park , а во втором отделении игралось по одной песне со всех остальных дисков группы в хронологическом порядке. Выступление в Королевском Альберт-холле (Лондон) было записано на видео и издано в том же 2010 году.

[ править ] Отход от металла: 2011 — наши дни

Watershed стал последним студийным релизом, на котором Opeth обращались к экстремальному металлу, и, отпраздновав двадцатилетие, группа начала новый путь.

В 2010 году на EP с саундтреком игры God of War III выходит песня « The Throat Of Winter », в апреле 2011 года также отдельно изданная на сингле. «The Throat Of Winter» — экспериментальная акустическая композиция с нестандартной структурой и элементами фламенко .

Когда началась работа над десятым альбомом, Микаэль Окерфельдт написал две композиции в стиле предыдущей пластинки, Watershed , но не был удовлетворён результатом. Мартин Мендес также не хотел повторять стиль предшественника, поэтому от этих двух треков решено было отказаться и заново начать писать материал, уже в другом стиле. Отбракованные песни были уничтожены. [11]

Видеоклип The Devil's Orchard с альбома Heritage заимствует цитаты из экспрессионистского фильма « Фауст » Фридриха Вильгельма Мурнау и использует визуальные эффекты в стиле 60-х.

В январе 2011 года началась запись десятого альбома. Стивен Уилсон вновь вернулся в продюсерское кресло и занялся микшированием, постановкой звуковых эффектов и обработкой вокала. Альбом Heritage вышел в сентябре 2011 года. Он стал последним альбомом Opeth с клавишником Пером Вибергом. Новым клавишником группы стал Йоаким Свальберг , который сыграл на Heritage инструментальную прелюдию на фортепиано. На альбом был также приглашён знаменитый композитор и музыкант, обладатель множества престижных наград Бьорн Линд . Линд исполнил партию флейты.

Стиль Heritage не имел практически ничего общего с предыдущим творчеством Opeth, но в то же время группа сохраняет присущую ему мрачную и меланхоличную атмосферу. Альбом был в значительной степени ориентирован на саунд прогрессив-рока и джаз-фьюжна семидесятых, примешивал к ним элементы хард-рока , фолк-рока и авангарда. В числе вдохновителей альбома упоминалась французские авангардисты Magma и шведская панк-группа The Hives . При этом на Heritage Opeth не пытались копировать кого-либо из своих вдохновителей, и звучание группы было достаточно уникальным. Единственным исключением стала песня «Slither», записанная в качестве дани памяти вокалисту « Ронни Джеймсу Дио », и основанная на риффе из песни « Kill the King » группы Rainbow .

Многие фанаты оказались не готовы принять резкую перемену в звучании группы, однако популярность Opeth продолжала расти. Heritage занял 1 место в чарте рок-альбомов Британии и 22 место в общем альбомном чарте, занял 19 строчку в американском Billboard 200 и попал на 4 место шведских чартов. Отзывы критиков также были положительными: журналисты похвалили смелую перемену стиля, красоту композиций и исполнения. Журнал PopMatters отметил, что Heritage не из тех альбомов, которые впечатляют слушателя сразу, и потребуется время, чтобы понять диск во всей его сложности. [12] О Heritage положительно отозвались такие музыканты, как Джим Матеос ( Fates Warning ) и Тамаш Катай ( Thy Catafalque ).

Концертный тур в поддержку Heritage включал более 200 выступлений и продолжался до 2013 года . В его рамках весной 2012 в США прошёл Heritage Hunter Tour — серия из тридцати совместных выступлений с прогрессив-сладж-метал группой Mastodon .

В период создания Heritage Микаэль Окерфельдт и Стивен Уилсон также работали над совместным альбомом Storm Corrosion . Музыканты планировали записать совместный диск ещё в начале 2000-х, но реализовать свои планы смогли только по прошествии десяти лет. Было объявлено, что Storm Corrosion является третьей частью трилогии, которую начали Heritage и сольный альбом Уилсона Grace for Drowning . Крайне мрачный и минималистичный Storm Corrosion , записанный под влиянием Univers Zero , Comus, Скотта Уокера и Popol Vuh , доводит до совершенства эксперименты, начатые в первых двух частях трилогии, и является самым экспериментальным диском в творчестве Уилсона и Окерфельдта.

С августа 2012 года Окерфельдт начал работу над следующей пластинкой, запись которой прошла в британской Rockfield Studios , в которой Queen записывали знаменитый альбом A Night at the Opera . Стивен Уилсон снова принял участие в записи в качестве бэк-вокалиста и смикшировал новый альбом, получивший название Pale Communion . Пластинка вышла в свет в 2014 году . В США альбом занял 19 место Billboard 200, в Великобритании диск попал на 19 строчку чартов. В Финляндии диск попал на первую, а в Швеции — на третью строчку чартов.

Pale Communion оказался гораздо проще Heritage . Альбом был лишён экспериментов и представлял собой лишь стилизацию под музыку 70-х. Отзывы критиков были крайне положительными, а мнение слушателей, как и в 2011 году, разделилось.

В 2015 году в честь двадцатипятилетия группы Opeth сыграли серию специальных концертов. В первом отделении целиком звучал альбом Ghost Reveries , а во втором звучали звучали избранные песни с остальных альбомов. В рамках праздничного тура в Болгарии Opeth отыграли концерт совместно с Пловдивским Филармоническим Оркестром , с которым ранее выступала группа Anathema .

В июне 2016 года Opeth подписали контракт с лейблом Nuclear Blast и объявили о выпуске двенадцатого альбома — Sorceress . Альбом снова был записан в Rockfield Studios и вышел в сентябре 2016 года. Продюсером пластинки стал Том Далгети , работавший с Pixies и Ghost . Sorceress продолжил тенденцию к упрощению музыки и, как и предшественник, стал стилизацией под рок 70-х. Несмотря на недовольство старых фанатов, популярность Opeth продолжала расти: в Великобритании альбом поднялся до 11 строчки чартов, на первое место альбом попал в Германии . Пресса положительно отозвалась о пластинке.

Примечательно, что, несмотря на кардинальную смену стиля в студии, на концертах Opeth продолжают играть преимущественно металлические номера. Новым же композициям не уделяется много внимания. Следующий студийный альбом Opeth ожидается в 2019 году . По словам Микаэля Окерфельдта, он не хочет повторяться и собирается записать нечто «ненормальное».

[ править ] Стиль и влияния

Микаэль Окерфельдт с детства интересовался хард-роком и хеви-металом после того, как услышал группу Kiss . Своими любимыми метал-альбомами он называет Sabbath Bloody Sabbath группы Black Sabbath и Sad Wings of Destiny группы Judas Priest . К началу 90-х Окерфельдт всерьёз заинтересовался экстремальным металлом. Среди основных его фаворитов были блэк-метал группа Bathory и дэт-металлисты Morbid Angel . В середине 90-х Opeth приняли участие в записи трибьюта группам Iron Maiden и Celtic Frost . Среди других хард-рок и метал-групп, повлиявших на него, Окерфельдт называет Voivod , Death , Slayer , Deep Purple и King Diamond . Среди блэк-метал групп Окерфельдт положительно отзывался о Emperor . Ещё одним альбомом, повлиявшим в начале 90-х на Opeth, Окерфельдт называет пластинку Innuendo группы Queen .

Помимо того, в молодости Окерфельдт заинтересовался прогрессив-роком 70-х. Среди наиболее повлиявших на него групп Окерфельдт называет Camel , King Crimson , Van der Graaf Generator , Genesis , Yes , Premiata Forneria Marconi , Comus, Magma и немецкую краут-группу Popol Vuh . Запись композиции Popol Vuh «Through Pain to Heaven» из саундтрека к готическому хоррору « Носферату: Призрак ночи » Вернера Херцога традиционно звучит перед началом концертов Opeth с середины 2000-х. В творчестве Opeth встречаются неоднократные отсылки к альбому First Utterance группы Comus. Вслед за King Crimson Окерфельдт называет все свои альбомы «наблюдениями» ( англ. observation ): именно таким словом был назван дебютный альбом King Crimson In the Court of the Crimson King .

Со временем Окерфельдт потерял интерес к экстремальному металлу и в XXI веке стал интересоваться в основном прогрессив-роком. Он является коллекционером пластинок и собирает редкие записи малоизвестных прогрессив-рок групп 70-х.

Интересы Окерфельдта определили и стиль Opeth. Для ранних альбомов группы характерно было смешение различных направлений экстремального металла (блэк, дэт и дум-метал) без явного преобладания какого-либо одного из них. Влияние прогрессив-рока проявлялось в преобладании среди композиций развёрнутых эпиков продолжительностью 10-20 минут, в которых Opeth отказались от традиционной песенной структуры с куплетами и припевами, и в чередовании металлических секций с акустическими. С конца 90-х Opeth оставили элементы блэк-метала и стали строить музыку на контрасте между брутальными дэт-металлическими и мягкими акустическими частями. В то же время элементы дум-метала оставались в творчестве Opeth вплоть до Watershed и часто проявляли себя в мелодичных медленных риффах и общей депрессивной атмосфере.

Благодаря Стивену Уилсону в саунд Opeth прочно вошли клавишные. На альбомах Blackwater Park , Deliverance и Damnation Уилсон использовал меллотрон , звук которого тесно связан с прогрессив-роком 70-х, в котором этот музыкальный инструмент был наиболее популярен. Пер Виберг помимо меллотрона стал активно использовать орган Хаммонда и синтезатор Moog . В середине 2000-х ретро-саунд стал занимать важное место в звуковой палитре группы, а с 2011 года прог 70-х стал основной творчества Opeth.

Ресурс Blabbermouth в рецензии на альбом Watershed написал: «то, насколько Opeth бесшовно включают фолк, фанк , блюз , рок 70-х, готику и громадный список прочих звуковых курьёзностей в свой фирменный стиль прогрессивного дэта демонстрирует, что группа не оставила себе иного варианта, кроме как развиваться». [14]

Вокал Микаэля Окерфельдта характеризуется использованием чистого и экстремального вокала. Критики часто называют гроул Окерфельдта самым зловещим в истории металла. [15] Стивен Уилсон сравнил чистый вокал Окерфельдта с голосом Тома Йорка из Radiohead и похвалил способность Opeth совмещать в музыке крайнюю брутальность с красотой и мелодичностью.

Лирика Окерфельдта отличается сложностью, обилием поэтической и архаической лексики. Окерфельдт черпает вдохновение в авангардной поэзии шведского автора Бруно Эйера .

Несмотря на то, что музыка Opeth довольно мрачная, на концертах Окерфельдт любит пошутить.

Opeth стали одной из самых популярных и влиятельных групп в истории экстремального металла. К 2009 году Opeth продали около полутора миллионов копий альбомов и DVD по всему миру. [16] Opeth зачастую называют одними из лидеров прогрессив-роковой и прогрессив-металлической сцены. Группа неизбежно обзавелась громадным количеством последователей и эпигонов .

Opeth оказали сильное влияние на своего продюсера Стивена Уилсона, который благодаря Opeth увлёкся экстремальным металлом и после записи Blackwater Park начал активно работать с металлом в своём собственном творчестве. Наиболее сильно влияния металла в целом и Opeth в частности чувствуются у Уилсона на последних четырёх альбомах пост-прогрессив группы Porcupine Tree . Многие другие группы пост-прогрессива также отмечали влияние Opeth, среди таковых — петербургское камерное дуо iamthemorning и украинская группа Обійми Дощу .

Творчество Opeth оказало влияние на сольные альбомы Исана , вокалиста Emperor. Микаэль Окерфельдт также в качестве гостя принял участие в записи композиции «Unhealer» с пластинки Исана angL .

Среди прогрессив-метал групп, на которых Opeth оказали значительное влияние, можно назвать Leprous и Disillusion , о влиянии Opeth говорили участники Gorguts , Nahemah , Ahab и многие другие.

Студийные альбомы: Концертные альбомы:
rss